- Предмет и структура психологии развития.
- Задачи и проблемы психологии развития.
- Психология развития в системе психологического знания.
- Методологические принципы психологии развития.
- Методы психологии развития и их классификация.
- Психологический возраст. Нормативные критерии возраста.
- Понятие психического развития человека. Соотношение понятий рост, созревание, становление и развитие.
- О соотношении биологического и социального в психическом развитии человека.
- Движущие силы и механизмы психического развития личности (анализ основных теорий).
- Закономерности психического развития: неравномерность, непрерывность, стадиальность, асинхронность, системность.
- Развитие личности в процессе социализации. Институты и механизмы социализации.
- Проблема возрастной периодизации в современной психологии.
- Стадиальность психосексуального развития по З.Фрейду.
- Характеристика личностного развития по Э. Эриксону.
- Ключевые понятия концепции Ж. Пиаже: адаптация, ассимиляция, аккомодация, эгоцентризм, децентрация.
- Стадиальность интеллектуального развития Ж.Пиаже.
- Теория когнитивного развития личности Дж. Брунера
- Когнитивная теория развития Дж. Келли
- Уровни и стадии нравственного развития личности по Л. Кольбергу.
- Теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера.
- Социально-когнитивная теория развития личности А.Бандуры.
- Понятие подражания, социального подкрепления, поощрения и наказания как условий психического развития личности.
- Теории развития личности А. Маслоу, К. Роджерса.
- Основные положения культурно-исторической теории развития личности Л.С.Выготского.
- Принципы возрастной периодизации в работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина.
- Понятие ведущего вида деятельности и социальной ситуации психического развития.
- Понятие кризиса развития и возрастного кризиса в современной психологии.
- Влияние развития ребенка в пренатальном периоде на дальнейшее психическое развитие личности.
- Особенности психического развития новорожденного ребенка. «Комплекс оживления» и его характеристика.
- Психическое развитие младенца. Кризис одного года.
- Психическое развитие в раннем детстве. Типы привязанности.
- Кризис трех лет и его характеристика.
- Социальная ситуация психического развития дошкольника.
- Игра и другие виды деятельности дошкольника.
- Особенности психического развития дошкольников.
- Личностное развитие дошкольников.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Общая характеристика кризиса семи лет.
- Социальная ситуация психического развития и ведущий вид деятельности младших школьников.
- Особенности психического развития младшего школьника.
- Характеристика психических новообразований младшего школьника.
- Личностное развитие в младшем школьном возрасте.
- Роль и место подросткового возраста в онтогенезе. Основные задачи развития переходного возраста.
- Социальная ситуация развития подростка.
- «Чувство взрослости» как основное новообразование подросткового возраста.
- Особенности психического развития подростка.
- Личностное развитие подростка.
- Общая характеристика кризиса переходного возраста.
- Понятие юности и ее основные характеристики. Теории юности.
- Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности в юношеском возрасте.
- Особенности психического развития личности в юношеском возрасте.
- Личностное развитие в юношеском возрасте.
- Общая характеристика и основные задачи развития периода ранней взрослости.
- Развитие личности в период средней взрослости. Мотивационный кризис среднего возраста.
- Когнитивное развитие в периоды ранней, средней и поздней взрослости.
- Биологические и социальные условия возникновения возрастного кризиса при переходе от средней взрослости к пожилому возрасту. Теории старения.
- Понятие старческого возраста в психологии развития. Основные типы приспособления к старости.
- Переживания о смерти. Стадии принятия смерти как естественной нормы развития.